(10 марта 2016) Министр культуры и спорта Греции Аристидис Балтас рассказал в интервью РИА Новости о программе перекрестного года России и Греции, старт которому будет дан в пятницу.
Перекрестный год России и Греции, старт которому будет дан в пятницу, призван укрепить и обновить отношения двух стран. Афины подготовили ряд культурных мероприятий высшего уровня и представят ценнейшие произведения искусства, некоторые из них впервые покинут Грецию, сообщил министр культуры и спорта Греции Аристидиса Балтаса, который возглавляет греческую часть оргкомитета по проведению перекрестного года. С чем познакомятся россияне, какие мероприятия планируется провести в течение года, Балтас рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Афинах Геннадию Мельнику.
— Где состоится церемония подписания программы перекрестного года России и Греции и будет дан старт мероприятий года?
— Церемония пройдет в новом музее Акрополя в пятницу, 11 марта, в 11:30. В амфитеатре музея в присутствии политических деятелей, гостей и представителей средств массовой информации произойдет обмен программами и будет подписан протокол.
— Греческая программа действий включает много сфер, однако ее центральным ядром будет серия культурных мероприятий высшего качества. Две наши страны инициативой проведения года стремятся обновить традиционные узы дружбы и укрепить сотрудничество в различных областях, научных, экономических и других.
Основным средством этих усилий является культура. Мы хотим этим годом продемонстрировать, подчеркнуть и обновить наши отношения с Россией.
Логично подчеркнуть культурный аспект, так как греческая культура, древняя и византийская, узнаваема в России, и по этой причине ее легче представить. Мы ожидаем еще большей узнаваемости.
— Каковы наиболее важные события в греческой программе?
— Три символические выставки будут представлены в России. Первая касается Византии и включает в себя около 120 произведений из греческих музеев и коллекций, вторая под названием «Боги и Герои древних греков» включает около 130 предметов старины от доисторической эпохи до римских времен, а третья, в музее Манеж в Санкт-Петербурге, будет включать новейшие и современные произведения искусства. Тем не менее будет и много других мероприятий, которые, мы уверены, покорят российскую общественность.
— Сколько мероприятий в общей сложности включены в программу?
— Со стороны министерства культуры вошли около 30 мероприятий, организаторами которых стали государственные и частные учреждения.
— Путешествие сокровищ культуры из России и Греции требует большой подготовительной работы. Все юридические вопросы в том, что касается гарантий, урегулированы?
— Эти вопросы решаются текущей практикой, на основе нашего сотрудничества с российскими музеями, которые отправляют свои выставки или принимают у себя наши собственные. Защита культурных ценностей, прибывающих в Грецию в рамках выставок, полностью предоставлена и гарантирована.
— Координатор программы с греческой стороны посол Илиас Клис говорил, что Греция представит впечатляющие экспонаты. Известно, какие именно произведения поедут в Россию?
— Уникальным экспонатом является статуя девушки из Акрополя, которая впервые отправится за границу, в Эрмитаж, где ее радушно примут. Это подчеркнет значение перекрестного года Греции и России. Но и другие выставки предметов классической древности, Византии, современного искусства включают отдельные произведения, которые зачастую отбирали вместе с российской стороной. Малые и большие выставки, которые обрамляют крупные символические события, также будут исключительного качество и интереса. Например, выставка художника Спироса Папалукаса из фонда Теохаракиса и нумизматическая выставка Музея Бенаки в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
— Греция обладает великолепными иконами и предметами искусства византийского периода. Известно, что привезут в Россию?
— Назову лишь некоторые из икон и произведений искусства, которые отправятся в Россию. Это мраморная подставка под столик «Орфей среди птиц и животных» IV века из Византийского и христианского музея Афин. Тема Орфея, который очаровывает своей музыкой птиц и животных, широко распространена в искусстве древности. В начале византийской эпохи эта тема приобретает, однако, аллегорическое значение, так как Орфей символизирует Христа, который своим учением объединяет людей и дает им жизнь вечную. Этот музей представит и образец высокого ювелирного искусства — пару золотых сережек в форме цветка, украшенных рубинами, изумрудами.
Афинский Византийский и христианский музей предоставит также мозаичную икону Божьей матери «Посещение», вывезенную беженцами в 1922 году из Вифинии (в Малой Азии). Мозаичные иконы, исключительно дорогие работы, требовали очень квалифицированных художников. Эта икона относится к мастерам Константинополя.
Музей византийской культуры города Салоники представит фрагменты настенной мозаики из храма Нерукотворной, показывающие высокий уровень искусства в Салониках в протовизантийский период и выживание эллинистической художественной традиции.
Среди экспонатов из музея — золотые браслеты, использовавшиеся для крепления на запястье очень длинных, зачастую доходивших до пола, рукавов официальной византийской одежды. Браслет украшен двадцатью чередующимися изображениями птиц и растительных мотивов в различных цветах из эмали.
Еще две интересные иконы. Одна из них — «Христос. Мудрость Божья» датируется концом XIV века. Христос держит в левой руке раскрытое Евангелие с отрывками из Евангелия от Матфея. Икона с высоким богословским смыслом является прекрасным примером искусства палеологовского возрождения и относится к художественной мастерской Салоник.
В Россию привезут также двустороннюю икону конца XII века, они использовались во время процессий. На одной стороне изображена Богоматерь с младенцем, на другой — Христос в образе печали.
Помимо этого, на выставке будут представлены рукописное Евангелие середины X века с миниатюрами, характерными для македонской эпохи Возрождения, с гармоничными пропорциями, напоминающими древнегреческие статуи, а также драгоценный свиток из пергамента длиной 5,3 метра с частью Литургии Василия Великого. Очень сложные и роскошные украшения отражают влияние искусства Константинополя XII века.
— Поедет ли в Россию замечательный образ «Успения Богородицы» Доминико Теотокопулоса (Эль Греко) из церкви на Сиросе?
— Выставка «Византия на протяжении веков» закрывается работой Эль Греко. Однако икона Успения Богородицы, ранняя работа художника с сильным влиянием критской школы, не будет включена в выставку, поскольку она не может отсутствовать в церкви Успения на Сиросе в августе, когда отмечается большой праздник Божьей Матери.
Дополнением к выставке будет, вероятно, картина «Святого Петра», написанная в 1600-1607 годах, из Национальной галереи — музея Алексадроса Суцоса. Это работа зрелого периода художника. «Святой Петр» относится к серии картин с изображением Христа и двенадцати апостолов, которые первоначально созданы Эль Греко под названием «Апостолата». Они, как правило, украшали ризницы католических церквей, где хранилась священная утварь.
— В Национальном археологическом музее с огромным успехом прошла выставка Антикитерского механизма. Не планируется ли показ этой выставки в России?
— Выставка Антикитерского механизма включена в список мероприятий Греции в России. Есть интересная научная выставка, показывающая с помощью новой технологии работу этого сложного компьютера. Выставка проходит по инициативе столичного региона Аттика, который, как известно, включает Китирские острова. Она будет представлена последовательно в Московском Государственном музее архитектуры, в музее Нового Иерусалима и в Московском университете.
— Перекрестный год касается также экономической деятельности.
— Год включает сотрудничество в ряде областей, представляющих экономический интерес, таких, например, как научные исследования и технологии, развитие сельского хозяйства, деловое сотрудничество, вопросы использования возобновляемых источников энергии и другие, с конкретными действиями, которые вы в скором времени увидите в соответствующих программах. Они будут оглашены после обмена документами.
— Мрамор Парфенона — есть ли подвижки в решении этого вопроса?
— Греция твердо требует возвращения скульптур Парфенона с целью восстановления целостности памятника, в соответствии с принципами ЮНЕСКО. Напомню, что существует и Российский комитет по возвращению мраморов Парфенона.
— Проводятся ли новые археологические раскопки в Греции?
— Конечно, Греция является страной с богатыми археологическими слоями. Ежегодно страна проводит систематические раскопки и спасение (памятников — ред.) в рамках продвижения археологических исследований и культурного наследия в целом.