(7 апреля 2015) В связи со сменой правительства Греции и приходом к власти коалиционного правительства партий СИРИЗА и АНЭЛ как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние и перспективы греческо-российских отношений?
Андрей Маслов: Новое греческое правительство не только сохранило преемственность в наших отношениях, но и выразило желание развивать их более высокими темпами. В России к этому готовы, что было отфиксировано в ходе телефонного разговора Президента Российской Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Греческой Республики А.Ципрасом 5 февраля с.г. и переговоров Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с его греческим коллегой Н.Кодзиасом в Москве 11 февраля с.г. В течение нескольких последних лет двустороннее сотрудничество явно пробуксовывало и теперь открылась перспектива его оживления.
Основной вектор нашему взаимодействию будет задавать подготовка комплексных мероприятий, приуроченных к Году России в Греции и Году Греции в России в 2016 г. Мы намерены активно сотрудничать с Грецией, видим в ней серьезного и доброжелательного партнера, открытого к диалогу. Фундамент российско-греческих отношений прочен и выдержал испытание временем. В его основе – духовное родство, общность культурного наследия православных народов, многовековой опыт сотрудничества, в том числе и в годы военных испытаний, тесное переплетение человеческих судеб и чувство взаимной симпатии.
Президент Российской Федерации В.В.Путин пригласил Премьер-министра Греции А.Ципраса в Москву. По некоторым данным, визит может состояться уже в следующем месяце. Какая проблематика станет приоритетной на переговорах?
Андрей Маслов: Премьер-министр Греции действительно подтвердил, что намерен воспользоваться приглашением Президента России и посетить Москву с рабочим визитом. Это будет крупное, я бы сказал рубежное, событие в двусторонних отношениях. Подготовка к нему уже ведется.
Повестка дня ожидается весьма насыщенной и будет включать рассмотрение перспектив дальнейшего развития сотрудничества в торговле, энергетике, военно-технической сфере, в области образования и культуры. Необходимо активизировать работу по совершенствованию договорно-правовой базы. Конечно же, состоится обмен мнениями по актуальным международным вопросам, включая региональные проблемы.
«Благодаря историческим и культурным связям Греция могла бы сыграть роль моста между Европейским союзом и Россией». Эти слова принадлежат Министру иностранных дел Греции Никосу Кодзиасу. Как в МИД России относятся к этой инициативе?
Андрей Маслов: С сожалением приходится констатировать, что отношения между Российской Федерацией и Европейским союзом в последнее время переживают непростые времена. Под давлением из Вашингтона и при поддержке «младоевропейских» стран – трех государств Балтии, Польши и Румынии – ЕС ввел антироссийские санкции, сделав ставку на конфронтацию. Россия не была инициатором ухудшения связей с ЕС. Даже в нынешних условиях сохраняется многогранное взаимодействие с европейскими странами, поддерживаются контакты, осуществляются обмены в различных сферах. Исторические и культурные связи России и Европы неразрывны, так как российская культура неотделима от европейской.
Мы выступаем за возобновление равноправного взаимоуважительного политического диалога с Европейским союзом. Поэтому, если такая страна как Греция, с которой нас связывает близость культуры, истории и традиций, и которая одновременно является членом Евросоюза, готова стать «мостом» в диалоге, мы это только приветствуем. Высоко ценим роль Греции в возобновлении отношений России и НАТО после агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 г. Запущенный тогда Афинами «Корфусский процесс» явился катализатором в восстановлении сотрудничества Москвы и Альянса. И сейчас европейские партнеры могли бы прислушаться к здравым аргументам Афин по улучшению атмосферы диалога России и Евросоюза.
Греция в качестве страны, имеющей хорошие отношения и с Россией, и с Украиной, заявила о своей готовности играть более активную роль в урегулировании украинского кризиса. Какие конкретные предложения выдвинули Афины на этом направлении?
Андрей Маслов: В вопросе урегулирования украинского конфликта Афины решительно поддерживают Минские соглашения, призывают стороны сесть за стол переговоров, высказывают готовность оказать посреднические услуги. Во время дискуссий в Брюсселе по тематике кризиса на Украине греки настаивали на том, чтобы политико-дипломатические каналы между Россией и ЕС сохранялись открытыми, и обсуждение острых вопросов происходило на регулярной основе.
Стремление греческой стороны играть более активную роль в украинском кризисе было продемонстрировано во время недавних визитов Министра иностранных дел Греции Н.Кодзиаса в Москву и в Киев. В ходе них Н.Кодзиас заверял, что Афины готовы оказать возможное содействие для разрешения конфликта.
Греция, как представляется, особо заинтересована в урегулировании украинского кризиса. На Украине, как известно, проживает крупная община этнических эллинов, т.н. «мариупольские греки», которые оказались в зоне боев между украинскими силовиками и ополченцами ДНР. Греция немало делает для их защиты, затрагивает эту тематику в ходе переговоров с европейскими партнерами. Отмечаем, что некоторое время назад общине эллинов Мариуполя была передана греческой стороной партия гуманитарной помощи — медицинское оборудование и лекарственные средства.
Новое греческое правительство неоднократно заявляло о неэффективности санкций ЕС против России. По Вашему мнению, сможет ли Греция поспособствовать осознанию в Евросоюзе контрпродуктивности раскручивания санкционной спирали?
Андрей Маслов: Действительно, еще до прихода к власти лидер партии СИРИЗА А.Ципрас высказывался против антироссийских санкций, подчеркивая, что они одинаково больно бьют по тому, в отношении кого они вводятся, и по тому, кто их вводит. В самом деле, согласно публикующимся здесь данным, греческие сельхозпроизводители понесли серьезные убытки из-за санкционной войны с Россией. Опосредованно санкции тяжело ударили по греческой туриндустрии и экспортерам пушно-меховой продукции, чьи потери намного превосходят убытки аграриев.
После победы на выборах 25 января с.г. новый глава кабинета подчеркивал необходимость нормализации российско-есовского сотрудничества, а путь санкций назвал тупиковым. В частности, в ходе январского СМИД Евросоюза и февральского саммита ЕС греческая делегация настаивала на изменении общеесовских подходов к украинскому кризису и отношениям с Россией. Благодаря активной работе греков удалось снизить градус напряженности и воспрепятствовать дальнейшей эскалации во взаимоотношениях Брюсселя и Москвы. Однако за свою позицию Афины предсказуемо стали мишенью горстки есовских «ястребов», которые, используя экономические сложности Греции, по сути, выкрутили всем руки, оставив санкционный список в силе еще на полгода, а позже расширив его новыми фамилиями. Наряду с этим Греции совместно с группой трезвомыслящих партнеров в ЕС удалось вывести из-под удара целый ряд отраслей экономического сотрудничества с Россией.
Исходя из того, что альтернативы взаимоуважительному диалогу с Россией не существует, греки продолжают отстаивать эту позицию на есовских площадках, указывая, что санкции не достигают того эффекта, на который они изначально рассчитывались.
Двусторонний товарооборот между Россией и Грецией существенно сократился из-за санкционного противостояния ЕС и РФ. Потери Греции от российского продуктового эмбарго, по некоторым оценкам, достигли 180 миллионов евро. На днях стало известно, что Афины вновь подняли вопрос о снятии российского продуктового эмбарго в отношении клубники, апельсинов и персиков. Чем греческие партнеры мотивируют свои просьбы и на каких условиях возможно принятие положительного решения Москвой?
Андрей Маслов: Российско-греческий товарооборот в 2014 г. сократился, по данным российской статистики, на 39%. При этом российский экспорт в Грецию уменьшился на 41% (на 2,6 млрд. долл.), что было вызвано падением спроса, из-за кризисного состояния греческой экономики, на основные российские товары и снижением мировых цен на нефть. Греческий экспорт в Россию сократился на 18,6% (на 113 млн. долл.). Из-за российских ограничений импорта ряда продуктов питания из стран ЕС недопоставки греческих товаров, по нашим оценкам, составили около 40 млн. долларов. Греческая сторона, конечно, заинтересована в поставках своих сельскохозяйственных товаров на российский рынок, поскольку мы традиционно являемся крупными покупателями этой продукции. Вместе с тем, будучи членами ВТО, мы не можем сделать исключение для Афин и отменить ограничения только для греческих товаров, поскольку ЕС является единой таможенной территорией, и невозможно практически выделить из неё греческую таможенную территорию. Греки это понимают и вопрос о снятии российского продуктового эмбарго не ставили. Их обращение сводится к продолжению сотрудничества с Россельхознадзором, чтобы после снятия санкций можно было незамедлительно возобновить поставки греческой сельхозпродукции на российский рынок.
Греческий бизнес ведет активный поиск новых форм взаимодействия как с Россией, так и быстро набирающим вес интеграционным объединением ЕАЭС. В ходе Ваших контактов с представителями местного бизнес-сообщества, чувствуете ли Вы желание искать новые ниши и формы сотрудничества с российскими партнерами?
Андрей Маслов: Нынешний финансово-экономический кризис, переживаемый Грецией, безусловно, ограничивает возможности греческого бизнес-сообщества по поиску новых форм экономического сотрудничества с Россией. Пока у нас превалирует традиционная форма – торговля, а инвестиционные схемы взаимодействия по объемам значительно ей уступают. Вместе с тем хотел бы отметить, что греческий бизнес недавно проявил интерес к установлению контактов со структурами Евразийского Экономического Союза. По инициативе греческих предпринимателей создан Греко-Евразийский деловой совет, в конце февраля в Афинах с успехом прошло организованное Советом мероприятие по презентации своей деятельности с участием представителей Евразийской Экономической Комиссии. Мы полагаем, что это только первый шаг, и вскоре начнется активная деятельность в этом направлении.
Афины ведут сложные переговоры с международными кредиторами о реструктуризации своего 324-миллиардного долга и выхода из-под плотной опеки «тройки». На этом фоне министр обороны Греции Панос Камменос не исключил возможности обращения за финансовой поддержкой к странам за пределами ЕС. Обращалось ли правительство Греции за финансовой помощью к России и возможна ли такая поддержка с российской стороны?
Андрей Маслов: Греция не обращалась за финансовой поддержкой к России. Являясь членом Экономического и валютного союза ЕС (Еврозоны), Греция согласовывает и координирует с партнерами по союзу свои действия в сфере денежно-кредитной политики, включая и вопросы заимствований. Кроме того, обратившись в свое время за финансовой помощью к международным кредиторам (МВФ, ЕЦБ и ЕС), Греция согласилась с жестким контролем с их стороны за её финансами, за процессом решения долговой проблемы. Нынешнее правительство Греции условилось с кредиторами о продлении действующей программы помощи на четырехмесячный период, начиная с 1 марта с.г., и рассчитывает на получение оставшейся суммы льготных кредитов – 7,2 млрд. евро. В течение этого периода новый кабинет надеется выработать с партнерами взаимоприемлемое решение долгового вопроса.
Вместе с тем, если со стороны Правительства Греции поступят какие-то обращения, то они, как подтвердил С.В.Лавров по итогам переговоров с Министром иностранных дел Греции, будут рассмотрены. А вот в каком ключе они могут быть рассмотрены, это предмет переговоров компетентных ведомств двух стран.
Ряд российских компаний высказывали заинтересованность в приобретении греческих активов, включая объекты газовой и логистической инфраструктуры. Вместе с тем, одним из заявленных приоритетов нового правительства Греции стал отказ от приватизации многих стратегических предприятий. Есть ли перспективы для взаимодействия в этой сфере?
Андрей Маслов: К настоящему времени не все прояснилось в приватизационных планах нового греческого правительства. Однако прозвучали заявления о том, что приватизационные процессы, находящиеся в стадии реализации, должны быть завершены. Это дает возможность российской компании ОАО «РЖД» продолжить участие в конкурсах на приобретение акций греческого железнодорожного оператора «Трейносе», ремонтной компании «РОСКО» и Организации порта Салоники.
Интересен ли Греции проект «Турецкий поток» и на каких условиях греческая сторона могла бы стать его участницей?
Андрей Маслов: В Афинах проявляют интерес к новому проекту. Греция стремится стать серьезным игроком на газовом рынке южной Европы и, в частности, осуществлять функции транзитера природного газа на Балканы и в страны центральной Европы. По этой причине «Турецкий поток» может стать для неё интересным геостратегическим проектом. Греческие партнеры могли бы являться его равноправными участниками, поскольку предполагается создание на греческо-турецкой границе газового распределительного центра (или, как его нередко называют – «европейского энергетического хаба»). Однако, не располагая собственными средствами и возможностью существенно наращивать свое потребления газа, Греция в реализации этого проекта во многом зависит от потенциальных инвесторов и потребителей, которыми, по нашим оценкам, могут быть крупные западноевропейские страны и известные энергетические компании. Для Греции такое участие было бы выгодным, поскольку оно обеспечивало бы не только транзитные преимущества, но и создание новых рабочих мест, так как включало бы в себя строительство инфраструктурных объектов.