(8 июля 2021) Афродита Милосская, более известная как Венера Милосская, является одной из самых представительных статуй эллинистического периода греческой скульптуры и одной из самых известных скульптур Древней Греции
Созданная где-то между 130 г. до н.э. и 100 г. н.э., она олицетворяет Афродиту (называемую Венерой в римской мифологии), богиню любви и красоты.
Статуя была найдена наполовину погребенной, состоящей из двух частей, 8 апреля 1820 года, когда фермер с острова Милос по имени Гиоргос (или Теодорос) Кентротас копал древние руины на своем поле, чтобы найти необходимые для фермы камни. Однако вместо обычных камней Кентротас нашел статую, которая оказалась одной из самых известных в мире — Венеру или Афродиту Милосскую.
Неподалеку в том же районе французские военно-морские офицеры вели раскопки древних артефактов. Когда кирка греческого фермера ударилась о что-то необычное, и он выкопал кусок мраморной статуи, это заметили два французских моряка, участвовавших в раскопках. Кентротас почувствовал, что его открытие было ценным, и попытался снова покрыть кусок мраморной статуи грязью, опасаясь, что французы схватят его или заставят продать им за гораздо меньшие деньги, чем она того стоила.
Однако фермер не обманул французов, и они собрались вокруг места его раскопок, призывая копать дальше. Кентротас подчинился и продолжал копать, пока не была обнаружена вся скульптура. Фрагменты ее были перенесены в овчарню Кентротаса, а французы уже начали общаться с консулами и послами еще в своих кабинетах в Константинополе и Смирне.
Оливье Вутье: французский морской офицер, открывший Венеру Милосскую
Оливье Вотье был французским военно-морским офицером, руководившим раскопками древностей на Милосе. Он изучал археологию, поэтому, когда он увидел потрясающую находку, то сообщил своим соотечественникам, что у него недостаточно денег, чтобы купить статую.
Полковник Оливье Вотье.
Наряду с Венерой Милосской французы обнаружили два посвящения и цоколь с надписью имени скульптора. Однако пропавшие руки статуи не были найдены, и эскиз Воутье, сделанный на месте происшествия, показывает Венеру без рук.
После открытия французы начали переговоры о закупочной цене статуи. Первоначально предложенная цена составляла 400 пиастров, известных в Греции в то время, как гроси (γρόσι), валюта, используемая Османской империей до 1844 года. Однако переговоры осложнились, так как в них вовлеклись другие стороны, что сделало мнение Кентротаса второстепенным. Османы и французский адмирал Жюль Дюмон д’Юрвиль вступили в переговоры, что привело к задержке передачи статуи во Францию.
200 греков были убиты, пытаясь сохранить статую в Греции
По словам греческого историка Димитриса Фотиадиса, островитяне узнали об открытии и сделке Кентротаса с французами и отреагировали на это с оправданным гневом. Жители Милоса приняли меры, чтобы помешать французам погрузить Афродиту Милосскую на французский корабль. В завязавшейся перестрелке французские солдаты стреляли в разгневанных островитян и убили нескольких из них. Французам, наконец, удалось поставить статую на борт и отправиться в Пирей, но сотни жителей Милоса последовали за кораблем на своих небольших лодках.
Когда французский корабль пришвартовался в порту Пирей, там же собрались островитяне Милоса и другие греки, которые были проинформированы о борьбе за сохранение статуи. На этот раз задача греков заключалась в том, чтобы не дать кораблю отправиться во Францию и вернуть статую обратно.
Фотиадис писал, что по крайней мере тысяча греков, находившихся в порту, столкнулись с экипажем французского корабля, а также с османскими солдатами, которые были посланы туда для защиты французов. Более 200 греков были убиты в бою, но статуя Афродиты Милосской отплыла во Францию 1 марта 1821 года, всего за двадцать дней до того, как современная Греция провозгласила свою независимость от Османской империи. Статуя была подарена королю Людовику XVIII. Позже король передал бесценную греческую статую Лувру.
В 1960 году комиссия турецких археологов представила Андре Мальро петицию с требованием вернуть Венеру Милосскую. Этот запрос был основан на отчете юриста Ахмеда Речима, который обвинил французов в краже статуи и заявил, что она принадлежит Османской империи. Мальро объявил идею «культурным шантажом» и отказался ее вернуть. Она до сих пор стоит на выставке в Лувре, что является немым свидетельством массового разграбления греческого искусства и артефактов на протяжении веков.