(27 декабря 2017) Древние эллины оставили грядущим поколениям огромное научное и культурное наследие, которое долгое время задавало тон интеллектуальному развитию Европы, и до возникновения христианства продолжала оставаться главным духовным стержнем западной цивилизации.
В этом богатом наследии особое место, безусловно, занимают расовые убеждения древнегреческих мыслителей, их взгляды на важнейшие аспекты расовую гигиену и евгенику. Эллины уделяли значительное внимание изучению этнопсихологии, культуры и истории, известных им народов. Не случайно, что сегодня дошедшие до нас труды греческих философов и историков позволяют историкам черпать ценные сведения о древних народах, которые давно ассимилировались, и навсегда сошли со сцены истории, а также о предках многих современных этносов. Однако часто описывая другие народы, эллины ставили между собой и ними непроходимую стену, думали о том, как же оградить себя от внешнего влияния, которое, по их мнению, могло дурно сказаться на греческих нравах, характере и культуре. Ибо греки рассматривали себя в качестве наиболее цивилизованного, прогрессивного народа из всех существующих, и заботились о сохранении чистоты своего общества и цивилизации.
Греки очень рано начали противопоставлять себя окружающему миру и рассматривать эллинскую цивилизацию, как центр мира. Наиболее ярким доказательством этого является общеизвестный термин «варвар», которым эллины обозначали представителей всех остальных народов, особенно персов, с которыми им предстояла длительная и кровопролитная война за сохранение независимости. Интересно, что как арабский «аджам» так и греческий «варвар» появились на основе языкового фактора, то есть и для араба, и для эллина чужеземцем был каждый, чей язык казался им непонятным. «Античный словарь» даёт следующее определение понятию «варвар»:
Причину столь раннего появления у древних греков ярко выраженного антагонизма в отношении других, историки объясняют по-разному. Кто-то связывает это с благоприятными климатическими условиями, под влиянием которых эллины сделались куда более свободолюбивыми, мягкими и доброжелательными, что впоследствии заставляло их призирать деспотии Востока. Другие видят причину подобного противопоставления себя остальному миру в факторе географического расположения Греции, которая состоит в основном из отдельных островов.
Находясь в отдалённом друг от друга положении, греческие полюса, то есть города-государства, возникающие на этих островах, изначально приспосабливались к самостоятельности и свободе. В этом случае весь остальной мир казался эллинам большой неопределённостью, к которой они в итоге и противопоставляли самих себя. Не исключено, что эти факторы внесли значительную лепту, в процесс формирования у эллинов этнического иммунитета.