(12 сентября 2021) Известный греческий режиссер, выпускник легендарного ВГИКа им. С.А.Герасимова Димитрис Кутсиабасакос стал почетным гостем Второго Международного кинофестиваля «Современное кино Греции», который прошел в Москве.
На протяжении всех трех дней кинофестиваля многие из нас обменялись приветствиями с этим удивительно светлым, интеллигентным человеком, наполненным светом доброты и подлинности. Режиссер убежден, что российский кинематограф дал много греческому, а тот факт, что огромное количество греков получили актерское и режиссерское образование в кузнице кинематографических кадров России (Советского Союза) считает принципиальным.
Димитрис Кутсиабасакос был одним из главных действующих лиц фестиваля, он выступал на церемонии открытия, представлял свой фильм, был открыт к общению с каждым, кто подходил к нему, задавал вопросы на самые различные темы.
А представляете, если бы на церемониях открытия и закрытия кинофестиваля в Москве были все режиссеры фильмов, показанных в его рамках: Георгос Лантимос, Христос Нику, Телия Петраки, Ирис Бенланеа, Георгос Корделлас, Ставрос Памбаллис, Соня-Лиза Кентерман!
Спасибо всем творцам кинофестиваля, их немало, его главному вдохновителю — директору кинофестиваля и председателю АНО «Культурно-просветительское общество греческих женщин «Агапи» Стелле Христиановой. Спасибо ФНКА греков России за сам факт возможности проведения фестиваля!
Греческий кинорежиссер, писатель и независимый продюсер Димитрис Куциабасакос известен своими документальными, короткометражными, игровыми фильмами и сериалами. Он родился в 1967 году и изучал режиссуру кино и телевидения в Институте кинематографии им. Герасимова в Москве. С 2000 года преподает актерское мастерство в нескольких театральных школах, в том числе, в Национальном театре Северной Греции. Димитрис Куциабасакос читал лекции на кафедре культурных технологий и коммуникаций Эгейского университета и на факультете изящных искусств Школы кинематографии Университета имени Аристотеля в Салониках. Его работы были отмечены критиками и многими национальными и международными наградами.
Режиссер прекрасно говорит по-русски и с удовольствием ответил на вопросы rusgreek.ru
— Разрешите поблагодарить в вашем лице всех, кто, не смотря на ковидные кордоны и страхи, приехал в Москву, чтобы встретиться «глаза в глаза» с нашими соотечественниками и эллинофилами, поклонниками греческого кино!
— Ооооо, я стремился приехать в Москву всей душой! Я не был здесь 14 лет… И счастлив, что смог встретиться с соотечественниками, зрителями, с родной альма матер.
— Как вам Москва? За 14 лет, что вы здесь не были, много изменений?
— Изменения поразительные, потрясающие. Москва — крупный мировой центр.
— Расскажите о вашем творчестве. Какие темы являются для вас приоритетными?
— Социальные темы, темы греческого общества не только Афины, но и провинции. Все мои картины несут смысловую, интеллектуальную нагрузку. Ведь в греческой провинции огромное количество проблем. Отток населения, безработица… При том, что все основные события в жизни страны происходят в Афинах и Салониках…
— Знаковые события, которые проводятся в северной столице Греции, это, навскидку, международные кинофестиваль, торгово-экономическая выставка.
— Салоникский международный кинофестиваль очень высокого уровня. Он будет на данный момент, пожалуй, посильнее московского. Это, поверьте, соответствует истине.
— …Современные вызовы греческому обществу — это исход, как результат кризиса в экономике страны, сотен тысяч греческой молодежи за пределы родины, это сотни тысяч мигрантов из стран горячих точек арабского мира, это отношения с Турцией…
— В такой ситуации необходимы наша консолидация, умение соответствовать всем этим вызовам, понимание со стороны граждан Греции, что ее элиты политические во главу угла ставят интересы нашей родины, ее национальные интересы, что проблемы простого человека их интересуют не только накануне выборных кампаний.
— Что такое хорошее, качественное кино по-вашему?
— Хорошее кино, оно не обязательно философское, интеллектуальное, социальное. Оно может быть насыщено современными техническими приемами, спецэффектами. Главное его отличие — оно должно нести гуманистические начала, заставить зрителя задуматься.
— Каков уровень сегодняшнего греческого кинематографа?
— Говорю вам совершенно искренне, греческий кинематограф сегодня находится на очень хорошем уровне. Греческие фильмы, греческие режиссеры получают призы на всех крупных международных фестивалях кино. Греческое кино имеет свое узнаваемое лицо.
— Я знаю, что вас связывали дружеские отношения великим режиссером Тео Ангелопулосом, который был главным действующим лицом Московского международного кинофестиваля в 2009 году… Имел честь с ним беседовать и был потрясен философской глубиной и подлинностью, ему свойственными….
— Я горжусь нашей дружбой с великим режиссером и потрясающим человеком Тео Ангелопулосом. Главные уроки из нашего с ним общения таковы: человека, если он из себя что-то представляет, должны отличать простота в общении, уважение и любовь к ближнему, качества гражданина. Нам всем необходимы верные ориентиры в жизни… Ангелопулос был как раз из тех наших «маяков». Как и великий Микис Теодоракис — творец, гражданин, борец за лучшее завтра нашей родины. Это люди чувства долга, для которых категории «Родина», «Честь» были наполнены смыслом.
— Хочу от имени наших многочисленных соотечественников поблагодарить вас за присутствие на фестивале. Чем запомнились вам эти дни и многочисленные встречи?
— И я со своей стороны благодарю всех, с кем познакомился в эти дни, особенно греков Москвы. Дни фестиваля подарили море положительных эмоций, желание чаще приезжать в Москву, ведь здесь много моих товарищей и друзей. Вы делаете огромной важности дело, ведь кино сближает народы, стирает границы, дает зрителю представлению о стране, где было создано, его народе, культуре, традициях, многих социальных аспектах. Спасибо всем организаторам кинофестиваля, сопричастным к его успешному проведению.
Никос Сидиропулос
Фото Алла Булгакова
О фильме Димитриса Кутсиабасакоса «Даниэль 16», представленном на кинофестивале в Москве
Немецкий подросток Даниэль отправляется в Грецию, в общину несовершеннолетних правонарушителей для отбывания наказания. Там, в заброшенной деревне в районе реки Эврос, недалеко от границы с Турцией, он испытывает небывалые эмоции и решает непростые дилеммы. Его окончательное решение удивит всех.
Главная идея фильма в умении заботиться о ближнем, которое может совершить чудеса. Именно это открывается Даниэлю в ходе его мучительного пути к искуплению, который, несмотря на все невзгоды, герой заканчивает с мужеством и смелостью.
Фильм — это путешествие вне языков, национальностей и границ. Это испытание личное и, в то же время, общее для всех.