(9 февраля 2015) Ряд греческих военных гарнизонов попадет в прицел фото- и видеокамер российских контролеров. В рамках международного Договора «Открытое небо» группа наших офицеров на самолете Ан-30Б впервые в этом году выполнит наблюдательный рейд. Он пройдет с 9 по 13 февраля над закрытыми объектами Греции.
Контролеры должны убедиться, что местные генералы не перебрасывают свои войска в районы, удобные для совершения агрессии против соседних стран. Маршрут длиной не более 1010 километров стартует с аэродрома открытого неба Неа Анхиалос. В какие края отправится российский самолет, наши эксперты определили заранее и получили официальное разрешение на такой маршрут в минобороны Греции.
— Ничто не ограничивает возможности инспекторов. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года и вступивший в силу 1 января 2002 года международный договор разрешает им фотографировать все передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, — объяснили корреспонденту «РГ» в российском военном ведомстве.
В этом-то и кроется главное отличие чисто разведывательных полетов от санкционированного присутствия в чужом небе. Если вспомнить события 1 мая 1960 года, то американский военный пилот Фрэнсис Гарри Пауэрс тайно пересек на своем самолете-шпионе U-2 нашу границу. За что и был сбит под Свердловском. Наблюдателям «Отрытого неба» подобная опасность не грозит. Все, что они делают по этому Договору, происходит действительно открыто и в присутствии хозяев. Представители принимающей стороны обязательно находятся на борту самолета-инспектора и строго контролируют выполнение условий международного соглашения.
Договор распространяется на огромную площадь, пролегающую от канадского Ванкувера через все северное полушарие до российского Владивостока. Режим инспекций охватывает территорию, над которой государство-участник осуществляет суверенитет, включая сушу, острова, внутренние и территориальные воды. Наблюдательные рейсы ограничиваются только соображениями безопасности полета, но никак не интересами национальной безопасности инспектируемых стран.
В свое время «Открыто небо» специально создавали для бесконтактного контроля за дислокацией и перемещением вооруженных сил. Другими словами, наблюдатели могут барражировать над сушей и морем, фиксировать все происходящее внизу на видео и фотопленку. Но приземляться вне заранее оговоренных объектов и тем более вмешиваться в происходящее на военных базах им строго запрещено. Кроме того, самолет с контролерами на борту должен уйти в сторону за 10 километров до границы суверенного государства, не входящего в договор «Открытое небо».
Для воздушного мониторинга по программе «Открытое небо» в России более десяти лет назад создали специальный летный отряд. До недавнего времени туда входили сертифицированные по международным стандартам самолеты Ту-154М Лк1 (видеоконтроль в США и Канаде) и Ан-30Б (полеты над европейскими странами). Их оборудовали аппаратурой контроля и записи. У американцев роль всевидящего ока играют самолеты ОС-135В — это военная версия «Боинга-707».
По словам руководителя национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергея Рыжкова, Россия стала первым государством-участником Договора «Открытое небо», установившим на свои самолеты наблюдения современные оптико-электронные системы. В конце сентября 2013 года они прошли международное освидетельствование у 58 экспертов из 22 государств-участников договора. Что за технологические новинки применены в этой аппаратуре, военные, по понятным причинам, умалчивают. Однако известно — сделанные с ее помощью фото- и видеоматериалы отличаются высоким качеством. Что целиком соответствует требованию договора: на снимках должны четко распознаваться основные виды военной техники и, к примеру, подъемный кран не должен смахивать на ракетную установку. Отснятые во время воздушной инспекции кадры при желании могут получить не только хозяева армейских и флотских баз, но и каждый участник Договора.
«На Аляске и Алеутских островах расположены военные объекты США. Небо над ними более 300 дней в году закрыто облаками, ограничивающими возможности космической разведки. Наша система наблюдения позволяет самолету пролететь под облаками и добыть информацию. Звездочек на погонах мы, конечно, не разглядим, но морской причал, ракетную шахту или радиолокатор увидим гарантированно», — обещает Верба.